Авиадиспетчер — специалист, занимающийся управлением потоком воздушного движения. Кстати, недавно центр профориентации ПрофГид разработал уникальный тест, который поможет определить подходящие профессии, исходя из ваших интересов. Он также даст заключение о вашей личности и интеллектуальных способностях. Если вас привлекает информатика, то этот тест поможет вам выбрать профессию, связанную с этим областью.
Особенности профессии
Экипаж, управляя воздушным судном, поддерживает связь с диспетчерами, которые отвечают за организацию движения самолетов и вертолетов. Весь воздушный простор разделен на секторы, за которые несут ответственность диспетчерские пункты. И диспетчер осуществляет управление движением в пределах своего сектора ответственности.
Авиадиспетчер аэропорта составляет план полетов на каждый день и согласовывает его с другими службами и коллегами из других аэропортов. Он постоянно на связи с экипажами самолетов и следит за состоянием воздушного пространства. В некоторых аэропортах эти обязанности возлагаются на специальную группу для взаимодействия.
Аэродромом руководит диспетчер, ответственный за координацию движения на его территории.
Руководители воздушных операций, связанных с взлетом и посадкой, осуществляют контроль над судами, поднимающимися в воздух и снижающимися для посадки.
Руководитель операций вокруг «Круга» контролирует движение в радиусе 50 километров на высоте не выше 2100 метров. Его задача — разрешать прибывающим самолетам совершать посадку, а вылетающим — указывать начальную высоту полета.
Ведущий специалист «Аппрош» управляет потоком воздушных судов на высоте от 2100 до 5700 метров. Он определяет порядок посадки, интервалы между ними и охватывает зону круга площадью от 90 до 120 километров от аэродрома.
Управляющий диспетчер в районном центре осуществляет контроль над полетами на промежутке от 2100 до 17000 метров.
Менеджер местных воздушных перевозок — ответственный за координацию полетов на небольшой высоте до 1500 метров в пределах аэродрома.
Руководитель пункта диспетчерского управления, работающего в удалении от крупных аэропортов, осуществляет контроль над полетами на высоте до 1500 метров в пределах определенной зоны ответственности, которая обычно является частью административного региона или его значительной территории.
Монитор, предназначенный для отслеживания воздушной обстановки, постоянно используется диспетчером. Он учитывает различные факторы, включая метеоусловия, график движения судов и прочее. Важно отметить, что диспетчер всегда находится в контакте с экипажами судов и своими коллегами из смежных зон ответственности.
Авиация — это слишком скоростной вид транспорта, чтобы диспетчеру позволить себе неторопливость. Например, в неожиданной ситуации он обязан оперативно развернуть самолеты на безопасное расстояние, принять решение о запрете посадки (или наоборот) и так далее. Кроме того, одному диспетчеру может доводиться управлять до 20 самолетами одновременно.
У диспетчера нет возможности долго размышлять о ситуации, поэтому все его действия тщательно регламентированы.
Цель работы диспетчера заключается в минимизации ошибок при управлении полетами. Для этого ему доступны различные инструменты, такие как мониторы, коммуникационное оборудование, сигнальные табло и другие. Он также получает информацию от метеослужбы и пользуется справочными данными. Каждый диспетчер осознает, что его неправильные решения могут привести к трагедии и потере людских жизней. Это высокая ответственность при значительном объеме работы, что приводит к повышенному нервному напряжению и требует принятия быстрых решений.
Associated Press сообщает, что в Майами случился необычный случай: в ночное время, в субботу 16 апреля 2011 года, один из авиадиспетчеров аэропорта уснул прямо во время работы. Важно отметить, что в то время в диспетчерской находилось целых 12 человек, и именно один из них обратил внимание на сон коллеги.
По предварительным выводам расследования, ни один радиосигнал от самолетов не был пропущен диспетчером, и поэтому происшествие не оказало никакого влияния на работу аэропорта. Вместе с тем, дозорного, уснувшего на своем посту, был отстранен от должности.
Такие события уже имели место в аэропортах штатов Техас, Невада, Теннесси и городе Вашингтон. Несколько дней назад в Соединенных Штатах началась всеобщая проверка диспетчерских служб, после чего главный авиадиспетчер Хэнк Краковски подал в отставку. Руководство Федерального управления гражданской авиации уже объявило о необходимости отмены прежней практики ночных дежурств и пересмотра графиков работы авиадиспетчеров.
Плюсы и минусы
Работа диспетчера «Подхода» является особенно эмоционально напряженной.
задача авиадиспетчера — обеспечить безопасность полетов и координацию работы всех участников воздушного движения). Эта профессия требует высокой концентрации внимания, стрессоустойчивости и быстрого принятия решений. Авиадиспетчеры должны быть готовы к любым неожиданностям и способны эффективно реагировать на экстренные ситуации. Каждый их шаг может иметь серьезные последствия, поэтому их работа непременно должна быть безупречной. Они отвечают за безопасность тысяч пассажиров, а значит, их работа имеет важное значение для авиационной индустрии в целом.
Диспетчерская служба действует круглосуточно, а смены диспетчеров обеспечивают непрерывную работу. Эти непростые условия, подобно нервному напряжению, могут считаться недостатками этой профессии. Но они компенсируются ощущением удовлетворения от успешно выполненной работы и осознанием того, что диспетчеры являются незаменимыми.
Одним из привилегий профессии является возможность уйти на заслуженный отдых раньше по пенсии. Для мужчин это становится возможным с 50 лет, а для женщин – с 45 лет, при условии, что они отработали не менее 12 лет 6 месяцев в службах, отвечающих за непосредственное управление полетами, и не менее 10 лет. (согласно пункту 14 статьи 27 Федерального закона РФ от 17.12.2001 № 173 — ФЗ)
Важные качества
Успешная адаптация к стрессовым ситуациям, высокий уровень ответственности и способность эффективно управлять своим вниманием — все это важные качества, которыми должен обладать авиадиспетчер. Однако наряду с этим, необходимо обеспечить хорошее физическое здоровье, включая работу органов сердечно-сосудистой системы. Поэтому каждые два года авиадиспетчеры должны проходить медико-лётную экспертную комиссию, чтобы убедиться в своей готовности к работе и подтвердить свою физическую пригодность.
Знания и навыки
Как уже упоминалось ранее, все действия, совершаемые диспетчером, четко описаны. Для каждой рабочей ситуации существуют установленные нормы, инструкции и протоколы поведения, которые обязательно должен знать диспетчер. Ему необходимо иметь знание воздушных правил и навигации, а также ориентироваться в авиационной метеорологии.
Необходимо также обладать знаниями английского языка на уровне, соответствующем международным стандартам.
Оплата труда
Зарплата авиадиспетчера на май 2025
Портал hh.ru внес вклад, предоставив информацию об уровнях заработной платы.
Обучение на Авиадиспетчера
Направление обучения «Эксплуатация воздушных транспортных средств и регулирование воздушного движения».
Чтобы увеличить свою квалификацию, авиадиспетчерам необходимо проходить обучение каждые три года. Действующие свидетельства авиадиспетчеров требуется обновлять через два или три года, в зависимости от их класса. Кроме того, с 2011 года авиадиспетчеры должны иметь обязательный 4-ый уровень по шкале ICAO.
Уровень профессионального образования, расположенный в центре между начальным и высшим.
Сфера деятельности, связанная с координацией и контролем перемещения воздушного транспорта.
Авиадиспетчеры сообщили Путину о финансовом кризисе в отрасли
Авиадиспетчеры сообщили Путину о финансовом кризисе в отрасли
Авиадиспетчеры из разных уголков Российской Федерации, обратившись к главе государства через свою профсоюзную организацию, выразили свою озабоченность в письме, информируя о существенных трудностях, с которыми они сталкиваются: огромные убытки и массовый уход специалистов из отрасли. Национальная аэронавигационная система находится под серьезной угрозой, что может повлиять на безопасность полетов.
Авиадиспетчеры всех уголков России, объединенные своим профсоюзом, обратились с просьбой о помощи к главе государства Владимиру Путину. Их обращение направлено на поддержку единого управляющего предприятия — ФГУП «Госкорпорация по организации воздушного движения» (Госкорпорация по ОрВД), которая столкнулась с огромными убытками и дефицитом кадров.
Появление финансового кризиса на важном предприятии привело к серьезному снижению заработных плат и утрате сотрудников.
В течение прошедшего 2022 года, наше предприятие понесло убытки в виде ухода 12% сотрудников. Более 2000 специалистов, занимающихся значимыми профессиями, такими как авиадиспетчеры и инженеры-радиолокации, радионавигации и связи, покинули наш коллектив. К сожалению, восстановить потери трудовых ресурсов в ближайшие годы 2023-2024 нам не удалось, и, по прогнозам профсоюза, восполнение будет неосуществимо и в будущем.
В регионах Дальнего Востока и на малопересеченных воздушных пространствах активно идет процесс внедрения программного обеспечения, с целью замещения работы диспетчеров.
Авиадиспетчеры не сомневаются, что все эти изменения окажут значительное влияние на безопасность полетов в ближайшем будущем.
В письме, направленном президенту, Сергей Ковалев, глава Федерального профсоюза авиадиспетчеров России (ФПАД), обозначает, что ФГУП «Госкорпорация по ОРВД», являющееся филиалом «Росавиации», больше не в состоянии обеспечивать должную зарплату и социальный пакет своим сотрудникам из-за отсутствия финансовых резервов.
Значительную часть дохода авиадиспетчеров всегда обеспечивали иностранные авиакомпании, выполняющие полеты как в Россию, так и пролетая над ее территорией. Аэронавигационные сборы для отечественных авиаперевозчиков составляли лишь 1/20 часть от международных.
Нецелевые расходы
В течение последних пяти лет, по указанию «Росавиации», десятки миллиардов рублей направляются на проекты, не связанные с основной деятельностью. Эти проекты включают в себя строительство взлетно-посадочных полос и установку многопозиционных систем наблюдения (МПСН), однако их эффективность под сомнением, особенно в отношении обеспечения безопасности воздушного движения.
Организация ОрВД потратила 8 миллиардов рублей из своих средств на разработку третьей взлетно-посадочной полосы в аэропорту Шереметьево. Возлагались надежды на возмещение этих затрат, но средства так и не вернулись.
Кроме того, компания понесла огромные финансовые потери из-за отмены платы за аэронавигационное обслуживание для коммерческих авиалиний, выполняющих перелеты на Дальний Восток. Таким образом, она фактически финансирует частные авиакомпании, которые уже являются прибыльными.
Госкорпорация по ОрВД страдает от неплановых расходов, которые продолжают ухудшать экономическое положение предприятия с начала пандемии COVID-19. За последние два года санкции и сокращение международных перевозок значительно ударили по корпорации, поставив под угрозу ее будущее.
Федеральное предприятие «Госкорпорация ОрВД» согласно ФПАД акцентирует внимание на том, что оно, подобно всем другим экономическим субъектам, уплачивает налоги в разноуровневые бюджеты и вносит взносы во внебюджетные фонды. Кроме того, оно также обязано передавать 50% своей прибыли в федеральный бюджет.
В профсоюзе отмечается, что если в начале кризиса предприятие могло помочь авиаотрасли, учитывая свои накопления, не понеся убытки, то в настоящее время подобные «пожертвования» уже ставят компанию на грань убыточности.
В следующем году ФГУП «Госкорпорация по ОрВД» получила поддержку от государства в размере 5 миллиардов рублей, при условии возврата 3 миллиардов. Однако в будущем, в 2025 году, помощи из федерального бюджета не предполагается.
Анализируя в общих чертах, можно сказать, что «ГК по ОрВД» всегда славилась своей финансовой успешностью и действительно была незаменимым помощником для всей отрасли до прихода кризиса в 2020 году, который продолжает своё развитие и по настоящее время. Основная затруднительная ситуация заключается в том, что основную часть дохода всегда генерировали иностранные авиакомпании, пользующиеся воздушным пространством России, по словам авиадиспетчеров.
Сейчас доля иностранных компаний значительно сократилась, однако интенсивность воздушного движения остается примерно такой же, как и в 2019 году. Внутренние перевозки продолжают обслуживать ту же количество судов, но выгоды от этого не получаются — ставки аэронавигационных сборов для российских перевозчиков всегда были и остаются значительно ниже — примерно в 20 раз.
ОрВД Госкорпорации вскормила 8 миллиардов рублей на новую взлетно-посадочную дорожку в аэропорту Шереметьево.
Непопулярные меры для экономии
Во имя сокращения расходов предприниматель уже применил несколько неоспоримых мер.
За множество лет работы «Госкорпорации ОрВД», ее сотрудникам предоставлялась возможность получить компенсацию за приобретение авиабилетов на отпуск и обратно, но в течение последних двух лет компенсация была впервые ограничена суммой в 100 тысяч рублей (в некоторых подразделениях на Севере — до 150 тысяч рублей).
Кроме того, было серьезно уменьшено финансирование проектов по жилищному строительству, а также привлечение квалифицированных специалистов на работу в отдаленные районы Дальнего Востока и Крайнего Севера.
Кроме того, сотрудники ранее периодически участвовали в курсах английского языка, чтобы поддерживать необходимый для авиадиспетчеров 4 уровень в соответствии с шкалой ICAO. Каждые полтора года им предоставлялась возможность на месяц отойти от работы и посетить языковые занятия. В это время они получали сохранение среднемесячной заработной платы.
Сотрудники «Госкорпорации по ОрВД» сообщили, что в настоящий момент происходит активное изучение английского языка, и при этом не требуется прерывать работу на станке или производство. Если нет возможности находиться на радиоканале, достаточно просто перейти в соседнюю комнату и поочередно изучать небольшие фрагменты языка.
До 2022 года опытным работникам, уходящим на пенсию (которые обычно посвятили свою жизнь этой профессии в течение десятилетий), выделяли символическую «корпоративную пенсию» в размере примерно 3000 рублей. Однако два года назад эти разовые выплаты были приостановлены.
Разговоры с диспетчерами, работающими в разных регионах, включая Ростов-на-Дону, Салехард, Калининград, Сыктывкар и другие, подтверждают те проблемы, о которых говорит профсоюз в своих заявлениях, сообщают «Новые Известия».
Зарплаты
В профсоюзе было подсчитано, что за последние два года, начиная с 1 января 2022 года по 1 марта 2025 года, зарплаты сотрудников ФГУП «Госкорпорация по ОрВД» снизились на 23,3% в реальном выражении, учитывая уровень инфляции.
— Ситуация с выплатой заработной платы действительно доставляет неудобства: в 2019 году я получал самую высокую зарплату, но с того времени она только снижается по реальной стоимости. Руководство предпринимало попытки провести индексацию, однако это не удается держать шаг с уровнем инфляции. Нам запрещено называть свои зарплаты в соответствии с условиями контракта, но я могу сказать, что в отделениях компании в регионах зарплаты авиадиспетчеров и инженеров уже приближаются к уровню зарплат, например, охранников, курьеров, парикмахеров и таксистов, которые выполняют гораздо менее квалифицированную работу, — прокомментировал Виктор Кадеев, авиадиспетчер из подразделения в Калининграде, для «НИ».
Сегодня авиадиспетчеры получают примерно одинаковую зарплату, как и пять лет назад, в абсолютном выражении в российских рублях. Коллеги часто говорят, что раньше они чувствовали себя более свободно, работая на 3-м классе, чем сейчас на 1-м классе, при этом зарплата диспетчера 1-го класса значительно выше (примерно на 40%) зарплаты диспетчера 3-го класса. Тем не менее, учитывая текущую ситуацию в авиационной отрасли, мы радуемся тому, что зарплата вообще выплачивается, — отмечает собеседник журнала «Независимая Индустрия», не упоминая своего имени.
Дополнительно, с целью сокращения расходов, руководство компании приняло решение ввести сокращенный график работы и временные простои, что также отразилось на заработной плате сотрудников, вызвав их снижение.
Уже в течение последних пяти лет зарплаты авиадиспетчеров непрерывно снижаются. Кроме того, были существенно сокращены льготы и социальные программы.
— С 1 апреля текущего года мы столкнулись с индексацией в размере 0,5%, и все это не является шуткой. Мы уже живем таким образом в течение двух лет, и, очевидно, это не отражает реальности жизни, учитывая, что цены на продукты, товары и услуги выросли по меньшей мере на 20%. После первой подобной индексации на полпроцента нам пришлось обратиться в суд, чтобы пересмотреть данную ситуацию, и, наконец, нам удалось проиндексировать зарплаты на 4,5%. Однако, с наступлением нового рабочего года, мы возвращаемся к прежнему положению. У нас нет финансовых средств для индексации зарплат, но при этом имеются миллиарды на неразумные расходы, такие как строительство полос в аэропортах и закупка дублирующего оборудования. Все это представляется нелогичным, — заявляет Яна Ким, авиадиспетчер Ростовского центра.
— Заработные платы сокращаются и, разумеется, уже не соответствуют тому функционалу и ответственности, которые возлагаются на авиадиспетчеров, инженеров и IT-специалистов. В то же время, вопреки распространенному мнению, наши должностные обязанности не изменились. Да, международный авиатрафик уменьшился, но мы, работая на аэродромах, не замечаем этого, поскольку внутренние перевозки, наоборот, увеличились, сезонные маршруты расширились, и объем работы остался прежним, — сообщает Алексей Тодырко, авиадиспетчер из Салехарда.
Профессия Авиадиспетчер в России
Профессия Авиадиспетчер в России
Авиадиспетчер — профессионал в области авиации, который занимается организацией воздушного движения, предоставлением информационной поддержки и обеспечением безопасности полетов. В настоящее время воздушное пространство насыщено множеством воздушных судов, которые без должной координации могут столкнуться и вызвать аварию. Основная задача авиадиспетчера заключается в том, чтобы предоставлять указания и указания участникам воздушного движения относительно направления, высоты, последовательности взлета и посадки, а также других важных аспектов полета в зависимости от текущей ситуации. Авиадиспетчеры выполняют свои обязанности в специальном диспетчерском центре, который обычно расположен на аэродроме или в другом объекте воздушной инфраструктуры.
О профессии Авиадиспетчера
Суммы заработной платы: сколько денег получает специалист по авиадиспетчерской деятельности *
Возможно заработать 40000 ₽ в течение месяца, начиная свой трудовой путь.
Опытный специалист может зарабатывать в месяц до 100000 рублей.
Специалист: гонорар в размере 150000 рублей за каждый месяц работы.
* — Информация о зарплатах, представленная здесь, является лишь приблизительной и основана на объявлениях о вакансиях на специализированных интернет-порталах. Фактическая зарплата в определенном регионе или компании может отличаться от приведенных значений. Ваш доход в значительной мере зависит от того, как вы сможете реализовать свой потенциал в выбранной сфере деятельности. Не всегда доход ограничивается тем, что предлагают вакансии на рынке труда.
Авиадиспетчеры, работающие в региональных центрах, на сегодняшний день получают около 40-60 тыс. рублей в месяц. Однако, для авиадиспетчеров в столичных аэропортах и центрах управления воздушным движением предлагается более высокая зарплата, которая может достигать 150 тыс. рублей. Некоторые специалисты, имеющие большой опыт и высокий уровень квалификации, могут получать даже до 235 тыс. рублей в месяц.
Популярность данной профессии
Авиадиспетчер — востребованная профессия на рынке труда. Специалисты с соответствующим образованием могут найти работу в любом регионе, где осуществляется воздушное движение. Наибольший поток воздушного трафика можно наблюдать в столице и крупных городах с крупными аэропортами. Большинство специалистов работают именно здесь. Кроме того, есть возможность трудоустройства в ведомственных службах воздушного движения и за границей.
Каким людям подходит данная профессия?
Успешная работа авиадиспетчером требует наличия разнообразных личных качеств соискателя. Среди них:
Кандидатам на позицию авиадиспетчера придется успешно пройти комплексный медицинский осмотр и множество специальных тестов, так как этот пост требует высокой степени ответственности.
Карьера
Работа в авиации требует привязки к определенному месту. Обычный авиадиспетчер имеет возможность продвигаться в должности и стать старшим диспетчером или руководителем полетов в своем региональном центре. Кроме того, есть шанс перейти на более престижную и высокооплачиваемую работу в крупном центре управления движением. Также можно развиваться в административной сфере авиационного движения. Здесь важную роль играет уровень заработной платы. Приблизительно обычный авиадиспетчер в региональном центре получает от 40 до 60 тысяч рублей в месяц. В столичных аэропортах и центрах управления воздушным движением предлагается оплата до 150 тысяч рублей. На данный момент максимальная зарплата составляет 235 тысяч рублей.
Обязанности
У авиадиспетчера есть множество обязанностей, которые подробно описаны в его должностной инструкции. Вкратце, список обязанностей авиадиспетчера выглядит следующим образом:
Разберитесь важность работы:
Сколько зарабатывает авиадиспетчер и что входит в его должностные обязанности
Сколько зарабатывает авиадиспетчер и что входит в его должностные обязанности?
Авиадиспетчер — значимая профессия в авиационной сфере, от него зависит безопасность пассажиров, экипажей и аэропортовских сотрудников. Сотрудник, занимающий эту должность, должен отвечать высоким требованиям в образовании, профессиональной подготовке и стрессоустойчивости. Давайте узнаем, какие функции выполняет авиадиспетчер, где проходит обучение, как часто повышает свою квалификацию и какая заработная плата в этой сфере в России и за рубежом.
О зарплате авиадиспетчера
Точно определить диапазон заработной платы достаточно сложно, так как он зависит от места работы, квалификации работника, подхода руководства авиакомпании, важности аэропорта и других факторов. Статистические данные, доступные публично, не всегда отражают реальную ситуацию на рынке. Поэтому можно говорить лишь о примерных значениях.
Размер заработной платы авиадиспетчера может изменяться в зависимости от условий работы и колеблется от 35 до 270 тысяч рублей. Средний доход в стране составляет около 60 тысяч рублей. Самые высокие заработки получают руководители полетов авиакомпаний, которые занимают лидирующие позиции на рынке авиаперевозок в России. Их доход может достигать нескольких сотен тысяч рублей за счет высоких требований к профессионализму, сложным психологическим условиям труда и большой ответственности за жизни пассажиров.
Доходовой уровень в различных регионах различается.
Московские аэропорты предлагают самые выгодные условия труда. Средняя заработная плата в столице варьируется от 90 до 130 тысяч рублей. Для работников с недостаточным опытом и знаниями доход составит около 60 тысяч рублей.
Зарплаты диспетчеров авиации в Санкт-Петербурге значительно ниже, чем в Москве. Обычный работник этой профессии в Петербурге получает около 50 тысяч рублей. Средний доход колеблется в пределах от 35 до 65 тысяч рублей.
В других частях страны, сотрудники служб авиадиспетчеров зарабатывают в среднем от 35,5 до 60 тыс. рублей. Наименьший доход из рассматриваемых наблюдается в Самаре, а самый высокий в Магадане. В Воронеже, Саратове, Ростове-на-Дону и Владивостоке предлагаются средние суммы в размере 40, 41, 56 и 59 тыс. рублей соответственно. По сравнению с заработной платой в других профессиях, авиадиспетчеры в этих регионах получают больше.
Сопоставление с доходом за пределами родной страны
Вне России авиадиспетчеры получают гораздо более высокую заработную плату, нежели их коллеги на родине. Указанные данные являются публично доступными и подвержены изменениям со временем в связи с обстановкой на рынке труда. Приведем примерные числа для сопоставления с заработком в России.
Какая заработная плата выплачивается авиадиспетчерам в разных странах (за месяц)?
Высокий спрос на персонал в экономике
С увеличением количества частных авиакомпаний на рынке, возросла потребность в специалистах с высокой квалификацией. Это произошло после лишения Аэрофлота монополии. Большинство вакансий (приблизительно 78% от общего числа предложений в стране) находятся в Москве. Еще 15% распределены по Санкт-Петербургу, а оставшиеся 7% распределены по регионам.
Разнообразные вакансии от таких известных компаний, как Аэрофлот, ЮТэйр, Международный аэропорт Владивосток, S7 Airlines и другие, можно найти в Сети. Однако их количество на стандартных интернет-порталах не так велико. Гораздо чаще возможности трудоустройства можно найти непосредственно на официальных сайтах авиакомпаний. Если взять, например, Аэрофлот, то у них есть отдельная страница с фильтрами, где можно выбрать город, группу специальности и необходимые документы для поиска вакансий.
О работе авиадиспетчера
Работа авиадиспетчера предполагает управление движением в воздухе и на земле, обеспечение безопасности авиатранспорта и контроль за всеми этапами полета от взлета до посадки. Четкое выполнение служебных обязанностей, психологическая устойчивость и сосредоточенность являются важными качествами этого специалиста. Поэтому перед каждой сменой они проходят проверку физического и психического состояния, аналогичную пилотам. Работник, который устал или больной, не может быть допущен к выполнению задач, от которых зависит жизнь людей. Основной задачей авиадиспетчера является обеспечение безопасного перемещения самолетов, поэтому он должен быть максимально сосредоточен.
Рабочие функции
Авиадиспетчеры занимаются координацией действий пилотов с момента запуска двигателей и до посадки самолета на аэродроме, а также его размещения на специально отведенное место. У каждого специалиста есть свой участок работы. То есть во время полета различные диспетчеры берут на себя контроль и передают друг другу задачи.
На специальной вышке, откуда открывается вид на почти весь аэродром и ближайшее воздушное пространство, располагается рабочее место. Для контроля полетов, управления рулением, взлетом и посадкой диспетчеру доступны несколько мониторов слежения. Некоторые из них отображают текущую метеорологическую обстановку. Помимо этого, диспетчер использует средства связи, навигации и сигнальные табло. Важной частью рабочего пространства являются графики и служебная документация, в которых содержится список действий в различных ситуациях. Необходимо уметь эффективно использовать все гаджеты и инструменты, и одновременно следить за ними.
Конкретные задачи диспетчера в авиации определяются областью его профессиональной деятельности:
У самолета существует определенный маршрут, и его начало связано с работой диспетчера аэродрома. Этот специалист составляет расписание вылетов на протяжении суток и предоставляет разрешение на их осуществление. Без его указаний, воздушное судно не может взлететь. Затем диспетчер руления дает разрешение на запуск двигателя и контролирует передвижение техники по аэродрому. Постепенно присоединяются специалисты, следящие за движением по взлетной полосе, процессом взлета, набором высоты, полетом, посадкой и так далее.
Какие требования предъявляются к диспетчеру?
Авиадиспетчер требуется быть оперативным и точным в своей работе. Ему необходимо быстро реагировать на непредвиденные обстоятельства и помогать пилоту безопасно управлять самолетом. Для этого он всегда на связи с пилотом, следит за погодными условиями и своевременно сообщает об изменениях маршрута.
Авиадиспетчеров должны соответствовать определенные критерии и требования.
Кроме этого, эксперту необходимо иметь глубокие знания о структуре воздушных судов и умение предоставлять точные указания пилоту в случае возникновения неполадок.
Процесс обучения и улучшения профессиональных навыков
Для претендования на вакансию требуется наличие документа об окончании специализированного образовательного учреждения. Получение этого документа возможно в МГТУ ГА, СПбГУ ГА, УИ ГА (города Москва, Санкт-Петербург, Ульяновск) и других университетах. Поиск подходящего учебного заведения в интернете можно осуществить по запросу «авиадиспетчер» или «специалист по аэронавигации».
На должности диспетчера одного диплома недостаточно для успешной и продолжительной работы. Каждые три года необходимо повышать квалификацию, учитывая развитие технологий, появление нового оборудования и изменения в протоколах действий. Кроме того, диспетчеру также требуется обновлять своё свидетельство авиадиспетчера, сроки которого зависят от присвоенного класса и проходят каждые два или три года.
Окончание периода профессиональной годности продолжается в течение 4 лет. По истечении данного срока необходимо пройти обязательную медицинскую комиссию. В случае, если специалист достигает возраста старше 40 лет, данная процедура проводится каждые 2 года, а после достижения 50 лет — ежегодно.
В ходе продвижения по карьере в авиационной отрасли, авиадиспетчеру открываются возможности стать старшим диспетчером, а затем возглавить отдел полетов. Чтобы повысить свой уровень дохода, можно рассмотреть вариант перехода с небольшого аэропорта провинциального города на столичный. В таких местах активность трафика и объем работы выше, что соответственно влияет на более высокую оплату труда. Если же авиадиспетчер почувствует желание сменить направление своей деятельности, то можно попробовать себя в сфере логистики, стать инженером по снабжению или выбрать другую профессию, где его умения и навыки будут полезны.
Зарплата диспетчера в аэропорту
Зарплата диспетчера в аэропорту
Многие граждане России, планируя свою будущую профессию, заботятся о том, сколько они смогут заработать на своей специальности. Весьма привлекательным моментом для тех, кто стремится получать достойное вознаграждение за свой труд, является зарплата авиадиспетчера.
Если вы принимаете на себя какую-либо роль и имеете право на вознаграждение, то вам также приходится брать на себя определенные обязанности. Быть диспетчером в авиакомпании — это очень ответственная задача. Люди, выбравшие эту профессию, сталкиваются с высокими стандартами.
Ответственность авиадиспетчера является очень важной. Безопасность гражданских и военных полетов непосредственно связана с тем, насколько качественно выполняет свои обязанности данный специалист.
Что входит в обязанности авиадиспетчера
Работать на аэропорте – это очень престижно, без разницы, где вы живете: в России, Америке или Европе. Даже самые непопулярные профессии здесь ценятся выше, чем в среднем по стране и миру. Когда дело касается диспетчеров, вот тут уже идет речь о привилегированном классе. Не каждого примут на такую должность. Специалист должен обладать набором важных личностных качеств.
Авиационные диспетчеры имеют ответственность за выполнение следующих задач:
Авиакомпании проявляют большую осторожность в отношении оснастки диспетчеров и их размещения. Для обеспечения более точного выполнения поставленных задач приобретается новейшее электронное оборудование.
Есть свободные места вакансии «оператор связи» в различных населенных пунктах.
Профессия диспетчера считается одной из самых сложных в мире, и те, кто выбирают ее, должны ежегодно подтверждать свою профессиональную пригодность и проходить регулярные медицинские осмотры дважды в год. Эти осмотры включают проверку как физического, так и психического состояния. Диспетчерам ежедневно приходится сталкиваться с большими психическими нагрузками, поэтому людям со слабой нервной системой не рекомендуется рассматривать эту профессию как вариант для будущего трудоустройства.
Какие знания необходимы диспетчеру
Уровень компетенции авиадиспетчера определяется выбранной им специализацией. Существует несколько видов этой профессии, которые варьируются в зависимости от места работы и выполняемых обязанностей:
уникальный результат: Деятельность авиадиспетчеров на каждом пункте диспетчерской службы
Работа диспетчеров в аэропортах никогда не останавливается — они всегда на страже безопасности и комфорта пассажиров. Каждый из них обладает уникальными навыками многозадачности, ведь им приходится одновременно работать с несколькими сложными устройствами, следить за погодными условиями и контролировать все пространство неба, чтобы убедиться, что в нем нет непредвиденных ситуаций. Невероятные нагрузки, с которыми они сталкиваются ежедневно, требуют от них не только физической выносливости, но и устойчивости психики.
Независимо от направления деятельности, положение диспетчера предполагает обязательное знание следующих аспектов:
У диспетчера авиационных перевозок не допускается допускать ошибки, поскольку одна его неточность может привести к потере жизни множества людей.
Заработок российских авиадиспетчеров
В 2025 году среднестатистический авиадиспетчер авиационных линий в Москве получает около 131581 рубля в месяц, что является значительно выше среднего уровня доходов в стране. В авиакомпаниях, помимо обычных диспетчеров, также трудятся руководители полетов, которые также относятся к данной специализации. Их средний заработок еще выше и составляет примерно 166055 рублей. Обе суммы уже включают в себя предусмотренные надбавки и доплаты. Если сравнить эти доходы с доходами гражданских авиапилотов и стюардесс, то можно заметить следующее.
Зарплата, получаемая диспетчерами воздушного пространства, является одной из самых высоких в стране Россия.
Это заметно, что заработная плата специалистов этой профессии очень высока. Но следует отметить, что раньше все было не так. Еще недавно, в начале двухтысячных годов, доходы диспетчеров в России составляли не более 9 000 рублей.
Важно отметить, что местоположение не оказывает влияния на заработную плату. Наибольшее влияние на уровень доходов оказывает статус аэропорта. Конечно, диспетчер в Москве будет получать более высокую зарплату, чем его коллега, работающий на удаленном аэродроме.
Сколько зарабатывают диспетчеры в европейских странах
При анализе финансовых доходов российских представителей данной профессии необходимо отметить средние заработные платы их коллег из-за рубежа. Давайте рассмотрим зарплаты диспетчеров в нескольких европейских странах:
Какова величина заработной платы авиадиспетчеров в различных государствах мира?
Анализируя представленную табличную информацию, можно отметить, что ситуация в различных европейских государствах различается в значительной степени. Немцы и англичане находятся в наилучшем положении в плане жизни и благополучия, в то время как польским диспетчерам не так легко. Их профессиональная нагрузка и вознаграждение несоизмеримы друг с другом.
Обратим внимание, что зарплата американских диспетчеров немного ниже, по сравнению с английскими и немецкими. Их месячный доход составляет 8 000 долларов США.
Сравнение доходов россиян и европейцев
Если мы приведем среднюю зарплату российского диспетчера к евро, то получим следующие цифры: 1 873 EUR для диспетчеров и 2 364 EUR для руководителей полетов. Таким образом, можно сказать, что наши соотечественники опередили своих коллег из Польши и Латвии по доходам, но все же отстают от французов, немцев, англичан и американцев.
Если сравнить заработок диспетчеров с доходами представителей большинства других профессий в России, можно заметить значительные отличия. Диспетчеры находятся в привилегированном положении, несомненно.
Увлекательное видео, посвященное необычным аспектам профессии диспетчеров воздушного движения в международных аэропортах.
Востребованность в диспетчерах
России, несмотря на привлекательные заработные платы, имеется недостаток диспетчеров, что делает эту профессию востребованной. Прекрасная возможность трудоустройства открыта в следующих сферах:
В столичном регионе наиболее востребованы специалисты в области диспетчерской работы. Именно здесь предлагаются самые высокие заработные платы. Однако, при выборе работодателя следует помнить о том, что упомянутая средняя зарплата является оптимальной.
Зарплата диспетчера может колебаться от 50 000 до 300 000 рублей в месяц в зависимости от выбранной авиакомпании.
Данным территориям не хватает специалистов-диспетчеров.
Где учат на авиадиспетчеров?
В Российской Федерации тем, кто хочет освоить профессию диспетчера, предоставляется возможность получить диплом в данной сфере в следующих местах:
В Санкт-Петербургском университете имеются также учебные заведения в Горном артиллерийском корпусе и Хабаровске, где приобретается среднее профессиональное образование.
Стать диспетчером — это не легкая задача, как и обучение этой профессии. Однако, судя по вознаграждению, оно того стоит.
Насколько просто управлять самолетом, находясь на земле? История от опытного авиадиспетчера.