Микширование – это завершающая стадия создания любого музыкального произведения. Это не только технический этап, но и настоящее художество. От качества микширования зависит, как трек будет звучать перед аудиторией и какие эмоции оно вызовет у слушателей. Задача звукорежиссера заключается не только в объединении отдельных музыкальных треков, но и в умении выделить все важные элементы в музыке и достичь баланса их звучания.
Недавно в Академии re:Store прошла онлайн-лекция, которую провел известный студийный и концертный звукорежиссер Николай Бритвин. В своем выступлении он подробно рассказал о базовых методах сведения музыки, которые применяет в своих проектах, используя программу Pro Tools. В новой статье мы подробно разберем, как и почему важно настраивать автоматизацию и создавать «идеальный темплейт».
В сегодняшнем разговоре мы обсудим важные аспекты, такие как работа с темплейтом и уровни каналов. Когда Николай импортирует файлы, его первое внимание привлекают уровни сигналов в сессии. Для обозначения этих уровней используется термин dBFS (dB Full Scale) — цифровые шкалы. Уровни дорожек должны находиться в «зеленой зоне» этой шкалы.
Зачем нужно правильное настройка уровней? Как можно исправить исходный файл, если он неправильно настроен? Начать следует с изменения уровней или функции «clip gain» в программе Pro Tools. Она определяет, как будет звучать звук на дорожке до применения плагинов. Правильное значение должно быть около -18 децибел по шкале dBFS. Может показаться, что это слишком тихо. Однако в треке присутствует несколько каналов, их может быть от 50 до 100, и все они суммируются на мастер-шине (общем выходном канале, где суммируются все дорожки, группы и эффекты).
При подходящих уровнях необходимо отказаться от использования мастер-фейдера, так как микс автоматически соберется в правильной форме. Следовательно, эффекты и плагины будут корректно работать и не повредят сигнал. Это значительно упростит процесс работы.
Необходимо уделять особое внимание вокальной части. Вокал является более живым и эмоциональным инструментом, поэтому его среднее значение на цифровой шкале сложнее уловить. Однако, если хотя бы приблизительно стремиться к этому, то различия в динамике не повредят балансу.
Николай предлагает разделить инструменты на группы по цветовому сегменту и определить порядок их расположения. Таким образом будет легче ориентироваться в них. Все проекты Николая, будь то недельные или созданные 5 лет назад, выглядят практически одинаково. Ведь, как уже упоминалось ранее, количество каналов может достигать 100.
Для этого есть возможность применить функцию «Импорт шаблона». В данном случае представлена заранее подготовленная идеальная сессия, в которой рабочее пространство уже разделено на необходимые группы инструментов с предустановленными параметрами и плагинами (автотюн, компрессор и другие). Создание такого шаблона помогает экономить время, особенно при работе с музыкой в одном определенном стиле. Также можно создать несколько таких «идеальных сессий» и предусмотреть все возможные варианты, которые наиболее часто используются. Чем быстрее будет собрана инструментальная часть, звучащая приятно и понятно, тем быстрее можно будет заняться творческой стороной микширования.
Автоматизация в данном контексте означает процесс настройки автоматического контроля эффектов. Это позволяет оживить аранжировку и проработать переходы или дропы — фрагменты музыкального произведения, в которых количество активных инструментов внезапно уменьшается. Также возможно настроить автоматическое изменение громкости отдельных каналов.
Если важные моменты трека будут более доступными для слушателя, то результаты и эмоции от него будут выше. Публика чувствует себя комфортнее, когда она понимает, где начинается припев и где звучит солирующий инструмент. Это можно подчеркнуть, увеличивая громкость на 1-1,5 децибел перед переходом к припеву или снижая ее перед внезапным переходом. Все, что звучит громче, кажется более впечатляющим благодаря особенностям человеческого восприятия.
На весьма статическом электронном инструменте (музыкальная партия, состоящая из длительных аккордов) возможно использование автоматической изменяемости громкости, что делает его более интересным. Подобная техника позволяет выдвинуть на передний план и подчеркнуть вокальную линию. Например, можно одновременно звучать синтезатору вместе с вокалом. В паузах между вокальными фразами синтезатор может выступить впереди и затем уступить место, когда вокалистка переходит на высокие ноты. Инструментальная часть не теряет своей важности, а вокал звучит наиболее ясно и открыто. То же самое применяется и при обработке голоса. Это необходимо для выравнивания динамики и продолжения фраз в конце дыхания.
В заключение, можно утверждать, что автоматизация способна управлять применением эффектов в музыкальных композициях. В нужные моменты она предоставляет возможность добавить или убрать реверберацию или дилэй (эхо, задержку звука). Таким образом, каждый эффект начинает функционировать только в заданное время.
Вы можете ознакомиться с детальным анализом одного из Николаевых проектов в свежей лекции, опубликованной на YouTube-канале Академии re:Store.
Сведение музыки. Пошаговая инструкция
Сведение музыки. Пошаговая инструкция
Мастеринг — это не только искусство, но и важная стадия, которая превращает набор треков в полноценное музыкальное произведение. Качественный мастеринг позволяет выделить все лучшее в музыке — подчеркнуть основные элементы композиции, добавить неожиданные моменты, чтобы порадовать слушателя и, конечно же, обеспечить достойное звучание на любом оборудовании — от простого радиоприемника до самой продвинутой аудиоаппаратуры.
Теоретически, сведение музыки должно быть простым: достаточно просто регулировать настройки, пока звук не станет нужным. Однако, качественное звучание практически нереально достичь случайно. Сведение – это такое же сложное мастерство, как и игра на музыкальном инструменте. Давайте попробуем разобраться в определении сведения и попытаемся структурировать этот процесс. Начнем с отсчета.
Для начала процесса сведения трека рекомендуется внимательно прослушать идеальные музыкальные примеры, которые, по вашему мнению, звучат безупречно, предпочтительно в том же или подобном стиле. Основной акцент должен быть сделан не на самих композициях, а именно на процессе сведения. Важно обратить внимание на то, что даже в плотном миксе каждый инструмент должен иметь свое место и не сливаться с другими. Также следует обращать внимание на равномерное распределение частот: высокие частоты должны звучать ярко, но не пронзительно, а бас должен быть мощным, но не заглушающим и не мешающим другим звукам. Важно также учесть относительную громкость основных инструментов, таких как ударные и вокал.
Уровень мониторинга [ править ]
Сведение музыки на высокой громкости оказывает утомительное воздействие на слух. Однако, сведение музыки на низкой громкости имеет свойство сохранять уши более свежими и сокращать чувство усталости. Оптимальным вариантом является периодическое изменение уровня громкости при сведении, что позволяет лучше разобраться, как микс прозвучит на разных уровнях звука.
Использование наушников для свода может казаться хорошей идеей, так как они изолируют от внешнего шума и подчеркивают детали звука. Однако, лучше использовать их для проверки чистоты звука, а для свода все-таки прибегать к мониторам. Это объясняется тем, что наушники имеют склонность слишком усиливать звук и сложно достичь адекватной стерео-картины.
Аранжировка [ править ]
Перед началом сведения рекомендуется тщательно изучить структуру композиции. Следует определить проблемные участки и обратить внимание на акценты, которые следует подчеркнуть. Важно различить главное от второстепенного и т.д. Рекомендуется составить список действий, которые необходимо выполнить.
Сведение музыки: инструкция в 12 шагов [ править ]
Вопреки отсутствию четких руководящих принципов в области звукозаписи, когда у вас сформировался собственный уникальный стиль, имеет смысл руководствоваться некоторыми ориентирами. В процессе сведения музыки вам приходится выполнить множество настроек. Существует как минимум двенадцать основных этапов, которые следует пройти при создании микса. Очевидно, что эти «шаги» условны и часто перекрывают друг друга. Например, изменяя параметры эквалайзера, вы также влияете на громкость.
Давайте изучим эти двенадцать этапов подробнее:
2. Подготовка психики
Для достижения наилучших результатов в процессе сведения, рекомендуется создать комфортное рабочее пространство. Если у вас нет качественного офисного кресла с опорой для спины, стоит задуматься о его приобретении, ведь здоровье – это самое главное. Подготовьте несколько листов бумаги для заметок, чтобы иметь возможность записывать важные моменты. Для более легкой концентрации на звуке, рекомендуется сделать помещение более темным, приглушив освещение. Не злоупотребляйте употреблением марихуаны во время сведения или перед ним. Регулярно делайте перерывы каждые 45-60 минут, чтобы позволить ушам отдохнуть. Некоторые могут рассматривать это как роскошь, особенно если вы оплачиваете студийное время, но даже несколько минут отдыха могут восстановить объективность вашего восприятия и, в конечном итоге, сэкономить время на процессе сведения.
2. Структурирование музыкальных композиций
Необходимо подписать все треки и каналы, независимо от того, сведены ли они в программе или на аналоговом микшерном пульте. Упорядочьте и организуйте их таким образом, чтобы логика была понятна и последовательна. Это поможет сэкономить время и сделает процесс сведения более комфортным. Если у вас много треков, то правильное и удобное группирование является критически важным шагом.
3. Оденьте слушательные устройства и освободитесь от помех.
Для избавления от щелчков требуется активность левого полушария мозга, в то время как творческое сведение требует работы правого полушария. Смешивание этих процессов может препятствовать творческой активности, поэтому рекомендуется сначала выполнить всю рутинную работу, чтобы потом не возвращаться к ней. Кстати, эту часть работы наиболее эффективно выполнять, используя наушники. Также имеет смысл уменьшить шум на тех дорожках, где это возможно. Звуковые артефакты могут не казаться существенными на отдельных треках, но в совокупности они могут стать заметными, что не является желательным.
4. Максимально эффективно настройте все источники аудио
При работе над вашей музыкальной композицией с использованием синтезаторов, старайтесь настроить их звучание на самом начальном этапе. Например, не требуется подключать внешние эквалайзеры, если достаточно просто подкрутить параметр filter cutoff.
5. Согласованность уровней звука
Перед тем, как приступить к добавлению эффектов и обработке, рекомендуется сначала настроить общий приблизительный баланс громкостей. Важно не допустить, чтобы левое полушарие мешало творческому процессу. Попробуйте включить моно-режим для всех треков. Если звучание инструментов в моно звучит хорошо сбалансировано, то в стерео они будут звучать ещё лучше. Также, если сразу начать работать в стерео, можно не заметить конфликты частот и громкости между инструментами.
6. Регулировка параметров эквалайзера
Эквалайзеры имеют возможность выделить различия между инструментами и улучшить баланс звука. Прежде всего, следует работать с наиболее важными элементами микса (вокал, ударные, бас), и только после того, как они будут звучать хорошо вместе, переходить к менее значимым вещам. Частотный диапазон ограничен, и идеально, чтобы каждый инструмент нашел свое место в спектре частот, чтобы в сочетании с другими инструментами они стали частью полного звукового спектра. Один из важных моментов, почему лучше начинать сведение с ударных инструментов, заключается в том, что они занимают значительную часть частотного диапазона, от бочки до тарелок и перкуссий. Когда все ударные инструменты настроены правильно, работа с остальными становится гораздо проще. Изменение настроек эквалайзера на одном треке может влиять на звучание другого трека. Например, если сильно увеличить средние частоты у фортепиано, оно может начать конфликтовать с вокалом. Иногда поднятие какой-то частотной области в одном инструменте может потребовать снижения громкости той же области в другом инструменте. Например, для выделения вокала можно слегка уменьшить «вокальные» частоты в других инструментах, вместо обработки вокала эквалайзером. При формировании звука следует думать о композиции как о спектре и планировать, где вы хотите разместить данный звук. Иногда имеет смысл использовать анализатор спектра, но не забывайте, что ваш главный инструмент при сведении — это слух, а не зрение. Если очень хочется подчеркнуть определенный звук, можно попробовать немного увеличить его в диапазоне от 1 до 3 кГц. Если же хотите отдалить звук, можно снизить высокие частоты на соответствующем треке. Также имеет смысл подрезать или уменьшить низкие частоты инструментов, где они не нужны, чтобы освободить пространство для баса и бочки.
основными методами проводится обработка
Рассмотрим «основной» эффект, который полностью преобразует звук или вносит в него что-то уникальное. Например, придание звуку эха или применение дисторшна и тому подобного.
Это удивительное изображение в трех измерениях
Сейчас настало время разместить инструменты в стерео поле. Здесь можно использовать как традиционный подход (основанный на фактическом размещении инструментов во время концерта), так и нечто революционное. Будьте осторожны при панорамировании сигналов и избегайте крайних положений регулятора панорамы. Бочка и бас должны оставаться в центре: в низких частотах находится максимальная энергия, поэтому ее нужно равномерно распределить. При панорамировании остальных инструментов следите за сбалансированностью. Если что-то оказалось справа, то что-то другое должно быть слева.
9. Окончательная правка оформления
Постарайтесь ограничить количество инструментов, которые конкурируют друг с другом, чтобы заинтересовать слушателя. Возможно, вам очень нравится какой-то звуковой эффект, но если он не необходим в данной композиции, то лучше от него избавиться. И наоборот, если вам кажется, что в композиции чего-то не хватает, старайтесь заполнить этот пробел. Не стоит гордиться своей работой до тех пор, пока она не будет завершена. Постарайтесь быть объективным.
10. Придаем основе более глубокий смысл.
Закончив установку всех ваших инструментов на панорамном звуковом полотне, настало время внести третье измерение — глубину. Начните осторожно добавлять задержку и реверберацию к звукам. Избегайте излишней пространственности, особенно при микшировании живой музыки. Кроме того, не старайтесь улучшить звук только с помощью реверберации: лучше вернуться и настроить синтезатор или эквалайзер.
11. Точная регулировка
После завершения основной работы, рекомендуется повторно проверить настройки всех каналов: уровень громкости, настройки эквалайзеров и эффектов, и при необходимости внести необходимые корректировки. Важно не переборщить — звучание музыки не всегда выигрывает от излишней стерильности, и не стоит вносить изменения, которые никто, кроме вас, не заметит.
12. Важно провести тестирование своего микса на различных звуковых установках.
До того, как привязаться к своему труду, необходимо убедиться, как он звучит на различных звуковых системах. От студийного оборудования до автомобильной аудиосистемы.
Сведение и мастеринг: в чем разница и почему это важно для качества вашей музыки
Сведение и мастеринг: в чем разница и почему это важно для качества вашей музыки
Сведение и мастеринг — две неотъемлемые составляющие постпродакшена музыки, которые часто путаются между собой. Однако, каждый из этих процессов обладает собственной уникальностью и оказывает значительное влияние на звучание вашего музыкального произведения.
Что такое сведение?
Процесс сведения музыки подразумевает преобразование отдельных аудиодорожек в единую стерео композицию. В ходе этого процесса производится настройка громкости, панорамирование, применение различных эффектов и прочие манипуляции. Сведение придает вашей музыке гармоничность и сбалансированность, позволяя каждому инструменту и вокалу звучать ясно и отчетливо. Более подробно о процессе сведения вы можете узнать на данной странице.
Что такое мастеринг?
Финальная стадия аудиопроизводства, которая предшествует выходу трека, называется мастерингом. В процессе мастеринга происходит окончательная обработка звука, регулировка уровней громкости и добавление последних штрихов, чтобы достичь наилучшего звучания трека на любых аудиосистемах.
В чем разница между сведением и мастерингом?
Хотя сведение и мастеринг являются важными этапами в постпродакшн процессе, они фокусируются на различных аспектах звукового дизайна. Сведение направлено на достижение баланса отдельных звуковых дорожек внутри композиции, в то время как мастеринг применяется к финальному миксу, улучшая его качество и гарантируя полную совместимость с разными форматами и системами воспроизведения.
Почему сведение и мастеринг важны для качества вашей музыки?
Если вы не обладаете навыками и опытом по сведению и мастерингу, то ваша музыка может звучать неправильно или нечетко, и, возможно, не будет соответствовать высоким стандартам качества звука. Однако, обратившись в профессиональную студию звукозаписи, вы можете быть уверены, что ваше творение будет звучать идеально.
Примеры успешного сведения и мастеринга
На радио и в стриминговых платформах все популярные треки проходят обязательные этапы сведения и мастеринга. Благодаря этим процессам звучание песни становится гармоничным, четким и приятным для слуха.
Значение профессионализма в сведении и мастеринге
Мастеринг и сведение музыки в одиночку — довольно сложная задача. Однако настоящие профессионалы, обладая необходимыми навыками и опытом, могут превратить вашу музыку в коммерческое произведение высокого качества.
Как подготовиться к сессии сведения и мастеринга
Необходимо правильно подготовиться перед началом процесса сведения и мастеринга. Важно уделить особое внимание качеству исходных материалов. Для записи вокала нужно обеспечить его чистоту и ясность. В данной статье вы найдете рекомендации о том, как провести подготовку к сессии записи вокала.
Заключение
Компиляция и улучшение качества звучания — это два различных, но одинаково важных процесса в процессе создания музыки. Оба они направлены на достижение наивысшего уровня звучания вашего трека. Если вы готовы привести свою музыку на новую высоту, обратитесь к профессионалам из студии «Gonnasound», специализирующимся на звукозаписи.